15.04.2021

Эксперты выявили недобросовестные практики банков при кешбэке. Это обнаружила Международная конфедерация обществ потребителей, проанализировав предложения десяти игроков рынка из топ-20, пишет газета «Известия». Как вводят клиентов в заблуждение и на что рассчитаны программы лояльности, попыталась разобраться наш корреспондент Ольга Митюшина. 


Кешбэк дебетовых карт стал популярен в России. Многие потребители ведутся на уловки банков, надеясь на большие выплаты по транзакциям по карте, говорит председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин. По итогам проведенного исследования он рассказал о типовых уловках, связанных с выплатой кешбэка. 


«Во-первых, это невозможность использовать эти баллы по своему усмотрению: некоторые банки ограничивают возможность траты баллов. Вторая уловка – это манипуляции по суммам, когда заявляют кешбэк до 10%, а на самом деле ограничивают максимальную сумму ежемесячного кешбэка 2-3 тысячами рублей. И еще один момент: может так получиться, что при небольших объемах траты с карты ее годовое обслуживание может стоить дороже, чем потенциальный кешбэк», - рассказал председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин. 


Впрочем, сказать, что таким образом клиентов намеренно обманывают, нельзя. Как сообщает Банк России, кредитные организации могут выстраивать рекламу своих программ лояльности на основе их наиболее привлекательных особенностей, что вводит клиентов в заблуждение. Поэтому перед подписанием договора нужно внимательно ознакомиться с условиями, чтобы оценить, насколько они подходят именно вам, советует руководитель Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева. 


«У самого потребителя в принципе есть возможность сравнивать программы лояльности, которые предлагают организации, соотнести прибыль с потерями, возможно отказаться от участия. В общем-то возлагать на продавца ответственность за то, что люди не ходят изучать досконально все нюансы инструмента, которыми хотят воспользоваться, тоже не совсем верно», - считает руководитель Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.


Кстати, в России заявленные в рекламах размеры кешбэка по карте значительно выше, чем в западных странах. Об этом нам рассказала руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Кристина Швандар. По ее словам, банковские программы лояльности рассчитаны на привлечение клиентов, но для них они иногда провоцируют большие траты. 


«В целом карта побуждает человека тратить больше и этому есть огромное количество зарубежных даже исследований, то есть это относится не только к нам, а к любому обществу. А кешбэк возможно действует также, как второй товар, что если вы на определенную сумму взяли, то вам чуть больше вернется, то есть вас простимулировали к тратам», - говорит руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Кристина Швандар.


Ольга Митюшина. Милицейская волна. 


Запись эфира: