06.05.2019

В студии Роман Чупров, на этой неделе у нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России, Николай Иванович Шеюхин. Николай Иванович, Здравствуйте.
НШ: Здравствуйте.

РЧ: Николай Иванович, сегодня разговор у нас пойдет на две темы - это процедура регистрации автомобиля и обучение будущих водителей. Предлагаю начать с последней. Как сейчас проходит процесс разработки поправок в правила приёма экзаменов на права?

НШ: У Министерства внутренних дел в настоящее время в стадии разработки находится проект постановления правительства Российской Федерации. Основным нововведением этого документа является объединение двух экзаменов в один непрерывный экзамен. Предполагается изменение самой формы экзамена в городских условиях. Вместо применяемого в настоящее время маршрута будет предусмотрен перечень улиц и дорог, в пределах которых будет проводится практический экзамен. Таким образом, экзаменуемый не сможет заранее изучить маршрут, и, тем самым, уходим от натаскивания кандидата в водители автошколами к конкретному маршруту. Водитель транспортного средства, кандидат в водители, будет сдавать экзамен в реальных дорожных условиях, в реальной обстановке, что исключает возможность заучивания конкретного маршрута.

РЧ: 7 апреля в России вступили в силу приказы МВД, которыми регламентируется порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с автошколами, давайте на этом поподробнее остановимся.

НШ: Действительно 7 апреля 2019 года вступили в силу два приказа МВД. Об утверждении порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Так же подтверждение порядка выдачи заключения в соответствии с установленным требованием учебно-материальной базы организаций, осуществляющих профессиональную подготовку водителей. Этой деятельностью Госавтоинспекция занималась и ранее, но мы эту работу проводили на основании указаний, которые были разработаны Госавтоинспекцией после внесения изменений в положении Госавтоинспекции в 2018 году. Были разработаны два нормативно-правовых акта. Они чётко регламентировали порядок и условия получения таких документов. Процедура стала наиболее прозрачной, основным нововведением стало то, что заключение о соответствии учебно-материальной базы автошкол, а также программы профессионального обучения, срок выданных документов теперь ограничен. на сегодняшний день срок годности выданных документов будет составлять 5 лет. Определены критерии проверки организации, при получении таких заключений. Механизм стал наиболее прозрачным, понятным для участников этого рынка и востребован. Более того, для граждан предусмотрено размещение информации об организациях, которые имеют согласованные программы обучения кандидатов в водители на информационном сайте Госавтоинспекции, куда гражданин может спокойно зайти и посмотреть, на какие программы имеет разрешение любая автошкола, затем выбрать и пойти обучаться.

РЧ: Какие проблемы в подготовке водителей вы могли бы выделить как основные?

НШ: Есть ряд проблем, с которыми сталкиваются на сегодняшний день кандидаты в водители. Основная проблема — это качество обучения. Получается, что кандидаты в водители, приходя к нам, сдали школьный экзамен. В Госавтоинспекции кандидат имеет на руках документы об окончании автошколы, о прохождении полного курса обучения практического и теоретического, что сообщает, кандидат в водители готов к управлению транспортным средством. Но мы сталкиваемся с тем, что значительное количество кандидатов не сдают экзамены с первого раза в Госавтоинспекции. Это говорит о недостаточном качестве подготовки кандидатов водителей в ряде автошкол. Были приняты два приказа Министерства внутренних дел об утверждении программ, а также по выдаче заключений по проверкам материальной и технической базы учебных организаций. Это направлено на то, чтобы кандидаты в водители могли получать качественное обучение. Некоторые автошколы готовят некачественных водителей. После получения заключения и утверждения программ подготовки, в значительной мере они пытаются минимизировать свою затратную часть, расторгают договора на учебные площадки, где они готовят кандидатов в водители, и демпингуют на рынке, соответственно осуществляют некачественное обучение.

РЧ: Если возникла необходимость модернизировать систему обучения водителей. Есть определенные тенденции, которые к этому подталкивают, часто ли водители новички попадают в ДТП? Есть ли статистика по этому поводу?

НШ: Да. Вся деятельность, о которой мы говорим, основывается с учетом статистики аварийности. Хотел бы отметить, что в последние 5 лет с учетом проводимых мероприятий, количество ДТП по вине начинающих водителей значительно снизилось. За последние 5 лет погибших снизилось на 64%, раненых на 56%, данная тенденция сохранилась и в 2018 году. Это говорит о том, что та деятельность, которую МВД и Госавтоинспекция, в частности, реализуют, идёт в правильном направлении.

РЧ: Как планируется изменить экзаменационные вопросы, которые сейчас существуют?

НШ: На расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел, по итогам подведения результатов деятельности за 2018 год, президентом были поставлены задачи по повышению требований к сдаче правил дорожного движения кандидатов в водители. Это определено нами на сегодняшний день, как приоритетное направление деятельности. Мы знаем, что сейчас в теоретической части при проведении экзамена используется 800 билетов. И, к сожалению, деятельность организаций, которые осуществляют подготовку водителей, направлена на то, чтобы заучить эти билеты. И кандидаты в водители, придя и сдавая теоретический экзамен, видя картинку, зазубрив те или иные ответы на них, спокойно сдают теоретический экзамен. Если взять и посмотреть статистику, то, собственно говоря, особых проблем со сдачей теоретического экзамена кандидаты в водители не испытывают. Мы проанализировали международный опыт в данной части, опыт европейских стран, и предполагаем изменить экзаменационные билеты таким образом, чтобы исключить простое заучивание ответов кандидатами на экзаменационные задачи. Переориентировать автошколы и подходы в обучении кандидатов в водители на знание конкретных требований и правил дорожного движения, а также нормативно правовых актов, к знанию безопасного действия в конкретных условиях. Кандидат в водители должен грамотно оценить дорожную обстановку, сложившиеся условия, и принять правильное решение.

РЧ: То есть, таких ассоциаций по картинкам уже не будет?

НШ: Безусловно! Предполагается, что будет значительно увеличено количество экзаменационных билетов. Этой работой мы сейчас занимаемся и обязательно будем привлекать профессиональное сообщество, ассоциацию автошкол, специалистов, и на предварительных дебатах по данному вопросу мы пришли к общему мнению, что надо заниматься этой деятельностью. Общее количество билетов будет увеличено в разы. Систему выдачи, и подачи билетов экзаменуемым, постараемся сделать такой, чтобы это исключало заучивание, и кандидаты в водители не будут знать, какой билет получат. Будет меняться и картинка, переформулированы вопросы, одна и та же ситуация может быть поставлена вопросом для экзаменуемого с разных сторон. Я думаю, что мы с профессиональным сообществом обязательно учтём мнение, и эту составляющую переработаем.

РЧ: Хотелось бы коснуться статистики. Часто ли сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с поддельными водительскими удостоверениями.

НШ: Конечно, статистика такая имеется. По итогам 2018 года сотрудниками Госавтоинспекции при надзоре за дорожным движением было выявлено около 5000 поддельных водительских удостоверений.

РЧ: Переходим ко второй теме нашей сегодняшней беседы - это процедура регистрации автомобилей. Какие здесь изменения ожидаются, что сейчас происходит в этой области?

НШ: Оказание государственных услуг, на сегодняшний день в Министерстве внутренних дел, является приоритетной задачей. Государственной думой принят федеральный закон о регистрации транспортных средств. Мы принимали активную работу на стадии разработки закона в обсуждении в государственной думе. Этот закон вышел, и в нем мы постарались учесть максимально те проблемы, с которыми сталкивались граждане при регистрации транспортных средств. Основные нововведения касаются участия отдельных процедур в постановке на учёт новых транспортных средств аккредитованных организаций. Эта услуга востребована гражданами, которые приобрели транспортное средство в автосалонах. Мы её легализовали этим федеральным законом. Упростив и гражданам, и торгующим организациям предоставление данного сервиса. Мы дали фактически вторую жизнь автомобилям, которые ранее были похищены у граждан. Законом о регистрации установлена возможность нанесения дополнительной маркировки транспортного средства, если его визуальная идентификация была невозможна. Ранее гражданин, получив транспортное средство после угона, сталкивался с огромной проблемой при постановке его на учёт и при продаже транспортного средства. Сегодня закон о регистрации предусматривает нанесение специальной маркировки, которая будет приниматься Госавтоинспекцией, тем самым упростив эту процедуру. Отдельное нововведение касается того, что не будут регистрироваться транспортные средства, принадлежащие детям до 16 лет. В этом случае транспортное средство можно поставить только на одного из родителей, опекуна или попечителя. Была проанализирована ситуация с аварийностью. Мы столкнулись с тем, что ряд граждан, которые являлись злостными нарушителями правил дорожного движения, пользовались таким ухищрением, как регистрация транспортных средств на малолетних собственников. Соответственно, данным законом эта процедура фактически исключена. Так же законом введено разделение процедуры присвоения и выдачи государственных регистрационных знаков. Предусмотрено законом, что регистрация транспортного средства будет осуществляться Госавтоинспекцией. При этом будет осуществляться присвоение государственного регистрационного знака, за его изготовлением собственник будет обращаться в специализированную организацию. Перечень таких организаций есть на сайте Госавтоинспекции. Эта деятельность проводилась нами последовательно. На сегодняшний день проблем в крупных городах вообще нет. Большое количество таких организаций находятся по близости с регистрационными подразделениями. И граждане не будут сталкиваться с трудностями. Но проанализировав ситуацию, в отдаленных уголках нашей страны мы столкнулись с тем, что бизнес крайне неохотно идёт туда. Тем не менее, государственная услуга должна быть оказана. На сегодняшний день в государственной думе на рассмотрении находится законопроект, который в случае принятия сохранит за Госавтоинспекцией право выдачи государственных регистрационных знаков. Потому что это государственная услуга, и она должна быть гражданам оказана вне зависимости от их места проживания. Гражданин должен прийти в регистрационное подразделение, получить документы, регистрационные знаки и иметь возможность управлять транспортным средством

РЧ: Сейчас встречаются какие-то факты подделки государственных номеров?

НШ: Такие факты встречаются, но они незначительны. За 2018 год сотрудниками Госавтоинспекции зафиксировано чуть более 500 случаев выявления подделки государственных регистрационных знаков. Хотел бы обратить внимание, что Министерство внутренних дел эту работу проводит достаточно последовательно. Ранее, когда достаточно жёстко была забюрократизирована процедура изготовления дубликатов государственных регистрационных знаков, в 2013-2014 году многие граждане столкнулись с тем, что не обнаруживали на своем транспортном средстве номерного знака. Они находили записку с просьбой перечислить денежные средства. Были обращения в отделы полиции по факту хищения номеров. Проанализировав эту ситуацию, значительно сократили все бюрократические процедуры, убрали необходимое в то время разрешение Госавтоинспекции. И на сегодняшний день, собственник транспортного средства, либо его законный представитель, имея на руках регистрационные документы, может обратиться в любую уполномоченную организацию и спокойно изготовить номерной знак. Не надо искать никаких ухищрений и каких-то выходов.

РЧ: Теперь, не обнаружив номерной знак на автомобиле, можно не переживать, и всё достаточно просто себе оформить?

НШ: Абсолютно. Многие собственники на сегодняшний день имеют несколько комплектов. Это не запрещено, не нормативно и не законодательно.