Прямой разговор - выпуски с 7 по 11 ноября

Прямой разговор - выпуски с 7 по 11 ноября

11.11.2016

На этой неделе тема программы «Прямой разговор» - это уточнение юрисдикционных полномочий должностных лиц органов внутренних дел по исполнению законодательства России об административных правонарушениях. Гость студии – начальник Административно-Правового Управления Договорно-Правового Департамента МВД России, полковник внутренней службы Дмитрий Анатольевич Газизов.

Дмитрий Анатольевич здравствуйте

Здравствуйте!

Что входит в понятие юрисдикционных полномочий? В чем заключается деятельность?

Юрисдикционные полномочия – это, прежде всего, комплекс прав и обязанностей соответствующих Государственных органов и их должностных лиц. Административно-юрисдикционные полномочия сотрудников Органов Внутренних Дел – это комплекс мер по возбуждению, рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП. На сегодняшний день действующем Кодексом к компетенции сотрудников ОВД отнесено 569 составов административных правонарушений. Из них 189 составов подлежат рассмотрению сотрудниками ОВД, т.е принятие по ним решения, в виде назначения таких наказаний, как предупреждение или административный штраф. 380 составов административных правонарушений – это правонарушения, по которым сотрудники составляют протоколы, в случае их выявления. Сюда же входят те составы, которые переданы МВД в связи с упразднением ФМС и ФСКН. Если смотреть цифры, то в 2015 году было пресечено 88 млн. 629 тыс. 116 административных правонарушений. За первое полугодие 2016 года – 44 млн. 594 тыс. правонарушений. Составлено протоколов в 2015 году - 75 млн., в первом полугодии 2016 года – свыше 38 млн. В 2015 году вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа – 30 млн. 19 тыс., в первом полугодии 2016 года – 15 млн. 755 тыс. соответствующих постановлений.

Цифры большие. А чем это обусловлено?

Дело в том, что в компетенции полиции находятся правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Только за 2015 год выявлено 37 млн. 341 тыс. 422 правонарушения, которые зафиксированы с применением систем фото и видео фиксации.

Кто является субъектом административной юрисдикции?

Дело в том, что у нас издан Приказ МВД, которым определен перечень должностных лиц уполномоченных составлять протоколы, те. – это все сотрудники полиции. Он разделен по должностной категории, т.е. от руководителей до рядового сотрудника, например, сотрудника ППС. В рамках предоставленных полномочий КоАПом, статья 23.3 – рассмотрение дела, это руководители территориальных органов их заместители, по некоторым категориям начальники дежурных частей могут принимать решения. Статья 28.3 КоАП – перечень правонарушений, по которым мы составляем протоколы. Пример: мелкое хулиганство. Находится в совместном рассмотрении как у нас, так и у суда. Т.е. сотрудник полиции выявляет правонарушение, пресекает его, составляет протокол. Начальник территориального органа рассматривая это дело может назначить наказание в виде предупреждения, либо административного штрафа. Если приходит к выводу, о том, что необходимо направить в суд – он направляет дело в суд, т.к. в санкции этой статьи предусмотрено наказание в виде административного ареста. А арест может назначить только судья.

С какими-то проблемами в работе сталкиваетесь. К примеру, нехватка полномочий?

Полномочия закреплены, и по мере того, как осуществляется правоприменительная практика, у нас выстроена система мониторинга, поступают предложения с территориальных органов, мы их анализируем и, конечно же, если имеются какие-то проблемы, то формулируем соответствующие предложения. Из последнего, в Госдуме 6-го созыва был принят ФЗ «О внесениях изменений в КоАП», который предоставил право рассмотрение дел по ст. 20.1 (мелкое хулиганство) и по 20.20 должностным лицам транспортной полиции. Это проблема была поставлена, и она разрешена. Депутаты приняли соответствующий Закон, Президент его подписал и изменения в Кодекс внесены.

Расскажите о правах, которыми наделены должностные лица?

Есть такая мера как доставление, задержание – это мера обеспечения. Но есть задержание, в порядке, предусмотренном КоАПом, а есть задержание, в порядке, предусмотренном Уголовно-Процессуальным законодательством Т.е. основания и задержания различные. Если мы говорим применительно к КоАПу, то да, сотрудник полиции, видя, что совершается правонарушение, Законом «О Полиции» ему предоставлено право требовать от граждан прекращения противоправных деяний. Если это не происходит, то Кодекс говорит, что мера обеспечения производства применяется для прекращения, для обеспечения привлечения лица к ответственности, т.е. необходимо гражданина доставить в отдел полиции – это мера обеспечения. Она должна осуществляться в возможно короткий срок. Происходит установление личности, составляется протокол об административном правонарушении, соответственно определяется к чьей компетенции относится, к полиции, либо это относится к компетенции суда. И соответственно, исходя из этого, дальнейшее решение принимается. Либо направление по подведомственности, либо принятие решения уже руководителем, который имеет право назначать наказание.

Скажите, а вы часто выходите с какими-то предложениями?

Эта работа повседневная. Дело в том, что законопроекты, которые рассматриваются Госдумой, и которые затрагивают компетенцию Министерства, либо наделяя правами или наоборот исключая определенные права, они все поступают на рассмотрение в Министерство. И здесь и наш Департамент, и профильные Главки, в частности Главное Управление охраны общественного порядка, мы совместно изучаем этот законопроект и даем свое заключение. Потому что на все законопроекты в соответствии с регламентом, утвержденным Постановлением Правительства, готовится официальный отзыв, либо заключение. И по тем законопроектам, где Министерство головное за подготовку, оно обязано собрать мнение всех заинтересованных Федеральных органов исполнительной власти и оформить соответствующий документ и направить их в Правительство. И уже на правительственной комиссии принимается решение либо поддержать законопроект, либо не поддержать. Пример из последнего: в настоящее время в Госдуме находится проект Кодекса об Административных Правонарушениях. Номер законопроекта 957581-6. Он зимой-весной достаточно активно обсуждался. В соответствия с этим Кодексом в компетенцию полиции предполагается отнести 559 составов административных правонарушений, т.е. – это и рассмотрение, и составление. В частности, представителями ряда ведомств было предложено на обсуждение в некоторые статьи включить такое наказание, как административной арест. Конечно же мы исполняем административный арест, в соответствии с КоАПом, и здесь уже соотносим, прежде всего, из наших возможностей, т.к. лица должны содержаться в специальных учреждениях и за какой состав правонарушения предлагается арест. Если это правонарушение в сфере культуры, то наверно там не должно быть этой исключительной меры наказания в виде административного ареста. Есть у нас другие санкции.

Над чем еще ведется работа?

У нас на сегодняшний день есть законопроект «О внесении изменений в Закон «О полиции»», который касается уточнения мер применения принуждения. Он находится на рассмотрении в Госдуме. Сейчас работает Министерство над правонарушениями в сфере спорта. Есть соответствующее поручение Правительства, Президента. У нас есть Управление по охране общественного порядка крупных массовых мероприятий совместно с Главным Управлением охраны общественного порядка, которое также формулирует предложения с тем, чтобы в этой сфере был порядок, что бы мы могли своевременно реагировать на какие-либо противоправные действия со стороны недобросовестных граждан, и что бы это соответствовало общемировой практике. А это опыт тоже изучается.

Как выглядит процесс подготовки, разработки законопроекта?

Если Министерство разрабатывает законопроект, то он размещается в Интернете. Там проходит общественное обсуждение – т.е. процедура достаточно большая. После этого анализируются поступившие замечания, предложения и документ направляется на согласование в заинтересованные Федеральные органы, также обязательно направляется в Минюст на получение заключения антикоррупционной экспертизы. Последнее время очень активно стали размещаться на сайте заключений независимых экспертов, которые тоже подлежат анализу и учету. Потому что после обсуждения в Интернете мы вывешиваем сводку и свою позицию по всем тем вопросам, которые поступили. Эта мера может быть и не поддержана Правительством на каком-то этапе. Ведь вносит законопроект Правительство, а ответственность за его подготовку несет ведомство. И оно определяет окончательную позицию кабинета министров, если приняло решение о внесении документа в Госдуму. Тогда мы дальше сопровождаем, потому что возникают вопросы, и они обсуждаются у депутатов, мы ходим на комитеты. Это все обсуждается, и в этом вопросе не только наш департамент, но и профильные правоприменительные Главки департамента, в чьей сфере это находится также ведут свою работу.

Спасибо, Дмитрий Анатольевич!

У нас в гостях был начальник Административно-Правового Управления Договорно-Правового Департамента МВД России, полковник внутренней службы Дмитрий Анатольевич Газизов.