Прямой разговор выпуски с 22 по 26 мая

Прямой разговор выпуски с 22 по 26 мая

Прямой разговор выпуски с 22 по 26 мая
22.05.2017

На этой неделе в программе «Прямой разговор» - мы обсудим применение пешеходами – световозращающих элементов – что это такое и для чего. Гость в студии - начальник отдела пропаганды Безопасности Дорожного Движения и профилактики Детского Дорожно-транспортного травматизма, полковник полиции Максим Германович Белугин, здравствуйте!

Гость: Здравствуйте!

Ведущий: каким вообще образом световозвращающие элементы на одежде, или на аксессуарах – могут снижать аварийность на дорогах с участием пешеходов?

Гость: Начнем с того, что наезды (автомобилем, прим. ред.) на пешеходов является одним из основных видов дорожно-транспортных происшествий. И особенно, эта проблема наблюдается в темное время суток. Вот, если взять первые четыре месяца 2017 года, то большая часть наездов на пешеходов произошла в светлое время суток, однако тяжесть последствий, то есть вернее гибель людей - в 27 раз больше произошла в темное время. Актуальность того чтобы пешеход был заметен на дороге очень необходима. Давайте приведу такой пример: если пешеход не использует световозвращающие элементы, то при свете фар ближнего света - он будет заметен где-то на расстоянии 25-50 м. Как только пешеход использует световозвращающие элементы, то это расстояние увеличивается до 150-200 м. А если используется дальний свет автомобилистом, то уже до 400 метров. Следовательно, уже можно заметить пешехода и предотвратить трагедию.

Ведущий: есть ли сейчас в России какой-то закон, утверждённый на высшем государственном уровне, который обязывает пешеходов иметь при себе на дороге светоотражающие элементы?

Гость: главный свод правил, а это правила дорожного движения, которые утверждаются постановлением правительства Российской федерации, в пункте 41 (обязанности пешехода) четко говорит: «при переходе дороги и движению по обочинам или краю проезжей части в темное время суток и в условиях недостаточной пешеход обязан иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечить видимость этих предметов водителями транспортных средств». Также скажу, для справки - за нарушение этого правила предусмотрена ответственность – это либо предупреждение, либо штраф 500 руб.

Ведущий: а что вообще из себя представляют эти световозвращающие элементы для пешехода? Это значки, браслеты? Приведите конкретные примеры.

Гость: это по сути - технический элемент, который с помощью преломления света, возвращает его. То есть, позволяет водителю видеть практически свет своих фар. Они могут быть в виде капелек, таких трапеций, которые позволяют преломить свет. На всех на них имеется зеркальная поверхность, от которой отражается этот свет.

Ведущий: все мы знаем, что сейчас в общем-то на одежде, которую мы покупаем, носим – иногда есть такие элементы. Но в случае, если таковых не имеется, то где их можно купить? Согласитесь, ведь пешеход, вряд ли пойдет за этим предметом в автомагазин, где они наверняка есть в продаже.

Гость: на самом деле, проблема применения светоотражающих элементов стоит очень остро. Потому что, до сих пор наши уважаемые участники дорожного движения не привыкли использовать эти элементы. Для того чтобы они стали более доступными, руководство нашего главка задумалось о том, как же сделать так чтобы светоотражающие элементы были доступны для населения. Сначала мы ориентировались на киоски союзпечати. Потом на улично-торговую сеть. Но в последствии поняли, что максимальный охват по всей стране - имеет только «Почта России». Поэтому наше руководство вышло на руководство «Почты России», предложили участвовать в этом проекте. Они с удовольствием откликнулись. И вот уже практически более двух лет, «Почта России» во всех отделениях связи реализует световозвращающие элементы, которые можно приобрести. Кроме того, в почтовых отделениях продаются различные брошюры, которые рассказывают, для чего это нужно использовать.

Ведущий: можно ли как-то каким-то образом классифицировать световозвращающие элементы. Например по важности: для использования городе, для использования за городом?

Гость: конечно же, есть два первых типа: это съемные элементы – брелоки, повязки, накладки, различные жилеты. Особенно широко распространяются, конечно, брелоки. Их больше любят участники дорожного движения. Также можно их различать по типу используемого материала.

Ведущий: существует ли сейчас, на данный момент времени какая-то статистика применения пешеходами таким элементов?

Гость: такой статистики нет, чтобы вот сказать конкретно - какое количество световозвращающих элементов сейчас носится… Но могу сказать, что количество дорожно-транспортных происшествий за первые 4 месяца 17 года - снизилась на 20%. Причем именно в темное время суток. Это говорит о том, что один из факторов, который влияет на ДТП, применение пешеходами в темное время суток таких средств. Неоспоримо, что это снижает количество. На особом контроле у нас находятся ДТП с участием несовершеннолетних. И при оформлении этих ДТП мы уже видим, что все больше детей начинают использовать световозвращающие элементы.

Ведущий: в прошлой программе мы с вами закончили на статистике применения пешеходами световозвращающих элементов. В преддверии лета – как Вы можете прокомментировать ситуацию с велотранспортом?

Гость: велосипедисту, или водителю мопеда, согласно опять-таки ПДД - при движении в темное время суток, или в условиях недостаточной видимости - рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечить видимость этих предметов водителями других транспортных средств. Велосипед в том числе должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой. Сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета. С каждой боковой стороны - оранжевого или красного цвета. Кроме того, хочу напомнить, что норма правил дорожного движения, и это стоит напомнить – что передвигаясь по пешеходному переходу, велосипедист должен сойти с велосипеда, и вести его рядом с собой.

Ведущий: давайте еще поговорим про опыт зарубежных стран. Все-таки там, как мы знаем статистика аварийности с участием пешеходов более утешительная. Есть ли у Вас какие-то данные, об использовании световозвращающих элементов? Поставлен ли этот вопрос там на законодательном уровне?

Гость: большинство западных стран действительно прописали законодательно обязательное использование световозвращающих элементов. Даже наши друзья и коллеги из республики Беларусь – в обязательном порядке закрепили использование светоотражающих элементов. В том числе и их административные меры воздействия, чтобы люди соблюдали эти правила. Если брать западные страны, то там по-разному трактуется понятие использования световозвращающих элементов. Но, практически везде, в обязательном порядке прописано использование световозвращающих жилетов автомобилистами. То есть в тех случаях, когда автомобилист выходит на дороге из-за руля. Пример: пробил колесо, встал на загородной дороге, вышел из машины ночью и он уже не виден другим водителям. Поэтому использование таких жилетов там в обязательном порядке. И штрафы у них на самом деле нешуточные. Вот например в Эстонии - штраф 200 евро. В Австрии - 14 евро. В Бельгии 50 евро. В Словакии вообще от 50 до 150 евро.

Ведущий: правильно ли я понимаю, что в том примере, который Вы сейчас привели, когда водитель вышел из машины без такого жилета – тоже становится пешеходом. И соответственно ему грозит тот же штраф в 500 рублей или предупреждение?

Гость: мы должны с вами понять, что использование световозвращающих элементов -спасают нам жизнь. Мы прекрасно знаем погодные условия. Вот как сейчас: в темное время едешь, идет дождь, грязь, темно на дороге, освещения на загородной дороге нету практически. И вдруг появляется темный силуэт. И конечно же водитель не успевает реагировать. А при этом скорость мало кто снижает. В городе допустимая скорость автомобиля 60 км\ч. Но и на такой скорости автомобиль остановить вовремя не всегда удается. Поэтому, в первую очередь ведём разъяснительную работу и пытаемся доказать. Сейчас активно идут переговоры с автопроизводителями и дилерами, о том, что бы в обязательном порядке, при продаже автомобиля - ну если даже не дарили световозвращающие жилеты, то хотя бы рассказывали, что это необходимо.

Ведущий: а какие Вы видите еще способы донести до граждан важность применения световозвращающих элементов? Как это можно популяризировать?

Гость: начнем с того, что тут сил только одной Госавтоинспекции, сотрудников Министерства конечно не хватит. Конечно же это важно, чтобы всё общество подключилось. Это в первую очередь при помощи таких программ, как ваши. Через телепрограммы, социальную рекламу, СМИ. Всё это конечно очень важно. Большое внимание мы уделяем нашим юным участникам дорожного движения. Например, мы предлагаем образовательным организациям, школам, дошкольным учреждениям такую форму. Как, помните, в школу при пришёл со второй обувью – проверяют. Почему бы не проверять у детей на выходе – наличие на одежде подобных элементов безопаснсоти? Особенно это актуально в сельских школах.

Ведущий: в ближайшее время, планируется ли рассмотрение каких-то поправок в российское законодательство? Как пример – обязать школы, детские сады, родителей, что бы на детской одежде была обязательно световозвращающая эмблема.

Гость: мы выходили с инициативой как раз использования световозвращающей одежде. Уже есть ГОСТы, которые регламентируют: из какого материала и как это необходимо делать. Но, к сожалению, это не является обязательным к исполнению. ГОСТ является как бы техническим требованием. Поэтому, как правило, добиться этого повсеместно, к сожалению, не получается. Всё это носит больше такой рекомендательный характер.

Ведущий: ну и последний вопрос, раз уж вы затронули тему ГОСТов – расскажите бывают ли подделки светововзращающих элементов и как отличить оригинальную вещь от контрафакта?

Гость: пока действительно на рынке - очень много контрафактной продукции. Мы говорим о том, что вроде бы световозвращающий элемент, а на самом деле он не позволяет вас далеко увидеть. Самый простой способ, как определить подделку: у каждого из нас, в телефоне есть вспышка, на фотоаппарате. Наведите эту вспышку на несколько элементов. Вот на каком расстоянии какой элемент будет ярче светить, на фотографии – тот и надо покупать.

Ведущий: благодарим Вас за интересный разговор. Напомню, что всю эту неделю мы говорили о безопасности пешеходов на проезжей части, на дорогах вообще и о световозвращающих элементах. В гостях у программы «Прямой разговор» был начальник отдела пропаганды Безопасности Дорожного Движения и профилактики Детского Дорожно-транспортного травматизма полковник полиции Максим Германович Белугин. В студии был Станислав Комиссаров.

 Гость: до свидания.