Прямой разговор - выпуски с 12 по 16 сентября

Прямой разговор - выпуски с 12 по 16 сентября

16.09.2016

С 1 сентября вступил в силу новый административный регламент МВД России. Теперь сдача экзаменов в подразделениях Госавтоинспекции проходит по-новому, это касается не только практической части, но и теоретической. Об этом мы поговорим с нашим гостем – начальником отделения организации экзаменационной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, полковником полиции Николаем Александровичем Гиляковым.

Николай Александрович, здравствуйте.

В связи с чем был принят новый регламент?

Проведение экзаменов и выдача водительских удостоверений относятся к государственным услугам. В соответствии с ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», все государственные услуги должны предоставляться на основании административных регламентов. В октябре 2014 года утверждено постановление правительства России. Этим документом были утверждены правила проведения экзаменов и также этим постановлением правительства дано поручение МВД разработать и утвердить административный регламент.

Появились некоторые временные рамки. Поясните пожалуйста.

Каждая административная процедура, которая входит в состав государственной услуги должна иметь временные ограничения. Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов и выдачи водительских удостоверений установлено 7 административных процедур. Например, самая первая из них – это прием заявления и необходимых документов для предоставления государственной услуги. Она ограничена временем – 15 минут. Допустим теоретический экзамен, экзамен на площадке, экзамен в городе - они также являются отдельными административными процедурами и соответственно каждый экзамен по времени ограничен. Например, проведение теоретического экзамена должно быть не более 1-го часа, включая 3 административных действия – это подготовка к проведению экзамена, которая должна составлять не более 20-ти минут, затем непосредственно сам теоретический экзамен, который составляет не более 30-ти минут. И заключительный этап – это оформление результатов экзамена, который должен быть не более 10-ти минут.

А если время превышает, то что?

Если время будет превышено, то гражданин может подать жалобу непосредственно в экзаменационное подразделение, которое предоставляло государственную услугу, на те действия или бездействия должностных лиц, которые привели к превышению установленного срока.

Какие изменения коснулись теоретической части экзамена?

До 1-го сентября теоретический экзамен состоял из 20-ти вопросов. Общее время решения этих вопросов составляло не более 20-ти минут. Сейчас порядок изменен. Также основной блок вопросов состоит из 20-ти и время на его решения осталось также 20-ть минут. Но, в том случае если кандидат в водители допустил одну ошибку, то ему дается 5-ть дополнительных вопросов и 5-ть дополнительных минут на решение заданий из того тематического блока, в котором он допустил ошибку. Весь комплект вопросов состоит из 4-х тематических боков. Соответственно если в одном допущена ошибка, то по этому тематическому блоку даются дополнительные вопросы. Если он допустил 2 ошибки, но в разных тематических блоках, то дается 2 дополнительных блока по 5-ть вопросов, и соответственно на каждый блок дается по 5-ть минут. Т.е. получается не более 10-ти минут. В случае успешного решения всех 10-ти вопросов экзамен считается сданным. Но если экзаменуемый допустил 2 ошибки в одном тематическом блоке или общее количество допущенных ошибок, независимо от блоков, составило 3 и более экзамен считается не сданным.

Какие изменения коснулись практической стороны экзамена?

В практике установлены комплексы упражнений для 3-х основных категорий транспортных средств. Первый комплекс – упражнения для мото-транспортных средств. Второй – для легковых, грузовых транспортных средств и автобусов, одиночных автомобилей. И третий комплекс испытательных упражнений для состава транспортных средств, когда есть тягач и прицеп. Для мото-транспортных средств установлено 3 упражнения, но одно упражнение состоит из 4-х элементов. Экзаменатором выбирается из четырех три элемента. Получается в общей сумме пять упражнений. Такая же ситуация с легковым транспортом. Основных 4 упражнения, но одно упражнение состоит из 3-х элементов. И из 3-х выбирается два. Т.е. получается пять упражнений. Но правда, для данной категории транспортных средств может быть еще одно упражнение – это проезд регулируемого перекрестка. Но, оно применяется только на автоматизированных автодромах. Ну и последнее – это упражнение для состава транспортных средств. Было раньше 2 упражнения, сейчас стало 4. Одно состоит из 2-х элементов – это сцепление и расцепление тягача с прицепом. В общей сумме также получается пять упражнений.

Какие еще изменения коснулись практической части экзамена?

Понятно, что некоторые упражнения новые. Раньше их не было. Другие упражнения они в принципе сохранились, но немного изменились схемы и размеры. Кроме того, были установлены временные ограничения на выполнение упражнений. Они коснулись не каждого в отдельности упражнения, а всего комплекса в целом. Соответственно все площадки по размеру различные, категории транспортных средств разные, и размеры транспортных средств, которые используются для приема экзаменов, они также разные. И соответственно с этим, единое время для сдачи экзамена, на категорию «B», на площадке установлено быть не может. На каждой площадке получается разное время, и оно заранее для этой площадки рассчитывается. И это расчетное общее время нельзя превышать. Время для отельного упражнения не учитывается, оно используется только для расчета. Единственное упражнение, в котором установлено временное ограничение – это упражнение для мотоциклов под названием «скоростное маневрирование». Это упражнение нужно выполнить за 35 секунд. На остальные упражнения временных ограничений нет.

Что еще предписывает новый регламент?

Кроме изменения порядка проведения экзаменов административным регламентом утверждается требование к помещениям, в котором предоставляется государственная услуга. Также утверждается требования к помещениям, где находятся должностные лица, которые осуществляют предоставление услуги. Кроме того, установлено требование к порядку информирования граждан о предоставлении государственной услуги. Также установлены показатели качества и доступности предоставляемой услуги. Кроме того, есть раздел, который посвящен осуществлению текущего контроля за деятельностью экзаменационных подразделений и раздел, посвященный порядку досудебного обжалования действий или бездействий должностных лиц экзаменационных подразделений.

Какую подготовку прошел личный состав экзаменационных подразделений перед вступлением в силу нового регламента?

Приказ Министра Внутренних дел России № 995, он был зарегистрирован в Минюсте в марте 2016 года. Но этим приказом установлен отложенный срок вступления в силу административного регламента до 1-го сентября 2016 года. Этот период времени был необходим для того, чтобы экзаменационные подразделения и сотрудники этих подразделений, которые принимают экзамены, подготовились к вступлению в силу административного регламента. За это время нами на первоначальном этапе были разработаны методические рекомендации по приему экзаменов и тесты для сотрудников. Эти тесты содержали вопросы как на знание нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения, так и на знание самого административного регламента. Также было разработано обучающее видео-пособие для экзаменаторов. Все эти документы и видеосюжеты были направлены на места для изучения. Во всех региональных управлениях Госавтоинспекции были созданы комиссии. Эти комиссии приняли теоретический и практический экзамены у сотрудников, которые проводят испытания, а также у сотрудников, которые предполагаются в резерв на указанной должности. Причем принимались экзамены как раз по тем упражнениям, которые уже предусмотрены новым административным регламентом. Т.е. сами сотрудники продемонстрировали навыки управления транспортными средствами по новым испытательным упражнениям. Не все сотрудники допущены к проведению экзаменов с 1-го сентября. Т.е. те кто не сдал соответствующие экзамены, они не допущены. Но ничего страшного. Из тех сотрудников, которые зачислены в резерв на указанной должности будут назначены новые должностные лица, которые будут принимать экзамен.

В течении какого срока, согласно новому регламенту, должно выдаваться водительское удостоверение?

Все зависит от вида предоставляемой государственной услуги. Сама административная процедура по выдаче водительского удостоверения занимает 30-ть минут. Это время необходимо для оформления водительского удостоверения, занесения результатов информационной базой и выдача документа непосредственно заявителю. Если вы обращаетесь за заменой воительского удостоверения или за выдачей международного водительского удостоверения, то общее время административной процедуры составляет один час. 15-ть минут на прием заявления, 15-ть минут на направление межведомственных запросов, т.е. на проверку предоставленных сведений, и 30-ть минут непосредственно на оформление. Если вы хотите первично получить водительское удостоверение и обращаетесь с заявлением о проведении экзаменов и выдачи водительского удостоверения, то это время может составлять, допустим для категории «B» до 30-ти рабочих дней. Т.е. за эти 30-ть рабочих дней гражданину назначается экзамен, он все испытания сдает и после этого получает водительское удостоверение.

А какие-то изменения коснулись автошкол согласно регламенту?

Вопросы обучения регламент в прямую не затрагивает. Поэтому процесс обучения, который в последнее время проводился, он в общем-то формально не поменялся. Понятно, что с изменением самих экзаменов автошколы немного свой образовательный процесс поменяют и начнут готовить выпускников уже непосредственно к тем упражнениям, которые в дальнейшем придется сдавать. И плюс учитывая то, что экзамен по первоначальным навыкам управления принимается на площадках автошкол, то образовательные организации занялись активно подготовкой своих площадок для приема экзаменов. И по нашей информации, которую мы собирали с регионов, готовы участвовать в проведении экзаменов.

Спасибо, Николай Александрович!

У нас в гостях был начальник отделения организации экзаменационной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, полковник полиции Николай Александрович Гиляков.